(Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в г. Витебске (Белоруссия). Создан в 1633 г. на основании привилея польск. кор. Владислава IV Вазы и по благословению Киевского и Галицкого митр. Петра (Могилы) правосл. шляхтичами кн. Самуилом Львом Огинским и брацлавским земским судьей Севастьяном Мирским. Мон-рь устраивался на территории частного имения Огинского, расположенного на правом берегу р. Зап. Двина, напротив г. Витебска (АЗР. Т. 5. № 164. С. 194). Во владения обители входила ц. во имя Св. Троицы, первоначально располагавшаяся к юго-западу от г. Витебска, на правом берегу р. Зап. Двина, в мест. Марковщина. Традиционно в церковной историографии считается, что до 1576 г. здесь существовал Троицкий мон-рь, основанный иноком Марком. Однако это не подтверждается сведениями источников. Вероятно, Марк был владельцем имения Марковщина и 1-м ктитором Троицкой ц. Можно отождествить Марка с господарским боярином Витебского повета Марком, вдова которого Натомила с сыновьями Михно, Юхно и Богданом в 1546 г. судилась со свящ. Феодором Колошей, клириком Иоанно-Богословской ц., за право на владение церковной землей «Федоровщына», считая ее «выслугой» своего мужа (Витебская старина. 1883. Т. 1. № 23. С. 43-46).
15 дек. 1576 г. Троицкая ц. впервые упоминалась как приходская, а ее настоятеля характеризовали как «человека цнотливого, во всяких справах духовных статечного и в писме научоного». В том же году троицкий протопоп Феофан (Богдан Рпинский; † авг. 1588), происходивший из рода ошмянских земян, был хиротонисан Киевским и Галицким митр. митр. Ионой III на Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую архиепископскую кафедру Западнорусской митрополии (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. № 44. С. 56-60).
В М. м. на средства Огинского и Мирского были построены ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного правосл. населения была огромной, т. к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиеп. Иосафата Кунцевича по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 окт. 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польск. кор. Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчеркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. (Там же. 1883. Т. 1. № 57/58. С. 114-115; № 66. II. С. 127-129).
В 1638 г. М. м. получил от ктиторов 2 имения - Марковщину и хутор Шидловщина. Митр. Петр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в М. м. игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению кн. Огинского, М. м. должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из М. м. Это распоряжение было весьма актуально, т. к. еще 1 мая 1636 г. кор. Владислав IV Ваза послал свой указ Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Сильвестру (Косову), бывш. земянину Витебского повета. Правитель Речи Посполитой запрещал ему приезд в Полоцк и Витебск, где архиерей должен был совершать правосл. богослужения и др. святительские обязанности (Там же. № 61. С. 118-119).
Однако архиеп. Сильвестр нарушил королевский наказ: он посетил Витебск, где 13-23 мая 1636 г. жил «в квартире на плаце Браславскаго судьи Ивана Мирскаго», родственника С. Мирского. В городе он совершал богослужения и, несомненно, посетил М. м. Благодаря его действиям мн. витебляне вернулись в Православие, чем вызвали протест униат. архиерея Антония (Селявы), требовавшего от короля устроить скорейшее расследование происшедшего (Там же. № 62-63. С. 120-123; 1888. Т. 5. Ч. 1. № 98. С. 149). Несмотря на штраф в 10 тыс. злотых, архиеп. Сильвестр (Косов) продолжил пастырскую деятельность в Витебске, опираясь на власти М. м. Так, 31 мая 1641 г. архиерею пришла повестка от оршанского подсудка Якова Вислоуха. В ней сообщалось о решении Виленского трибунала от 31 июля 1640 г. по жалобе униата архиеп. Антония (Селявы) против Юрия Цыпки и его жены, обвинявшихся «в нарушении мира между униатами и неуниатами, разных возмущениях, постройки в г. Витебске за р. Двиною, на Слободском посаде, православной церкви, возмущении простаго люда и присоединении его к православию», а также о «насильственном отнятии чернецом Елисеем церковных грунтов и снятии с них ржи». Мон. Елисей, вероятно, был насельником М. м., т. к. др. правосл. обителей поблизости от Витебска не было (Там же. 1888. Т. 5. Ч. 1. № XXII. С. 156).
Несмотря на гонения, деятельность правосл. духовенства, включая братию М. м., привела к тому, что 21 марта 1646 г. архиеп. Антоний (Селява) констатировал, что большинство горожан вернулись из унии в Православие (Там же. Т. 1. № 68. С. 134-137).
В 1650 г. в М. м. была построена деревянная ц. во имя Св. Троицы. Во время русско-польск. войны (1654-1667) обитель получила в дар список Казанской иконы Божией Матери (см. Витебская Маркова монастыря икона Божией Матери). По одним данным, этот образ в 1655 г. пожаловал в М. м. царь Алексей Михайлович, когда население Витебскмитр. а добровольно подчинилось его власти; по другим - этим списком чудотворной иконы Никон, патриарх Московский и всея Руси благословил «Живоначальныя Троицы, Марковскаго и Витепскаго монастыря» игум. Каллиста (Дорофеевича-Риторайского), «мужа благочестива и богобоязнива, и в добрых искусна», назначенного 13 марта 1656 г. наместником на Полоцкую кафедру (ДРВ. Ч. 3. № 6. С. 300-306). Возможно, икона была передана в дар М. м. еще в 1651 г.
В 1675 г. права и привилегии братии М. м. были подтверждены еп. Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Феодосием (Василевичем). 8 июля 1686 г. наместник и администратор Белорусской епископии Сильвестр Волчанский выдал благословенную и подтвердительную жалованную грамоту властям полоцкого Богоявленского Братского мон-ря и М. м. о предоставлении им старинных прав, подтвержденных прежними архиепископскими грамотами, отправлять поочередно своих монахов в г. Ригу, чтобы в ее правосл. храмах совершать богослужения, требы и собирать милостыню (АЗР. Т. 5. № 164. С. 194-195). 17 февр. 1687 г. это решение было подтверждено Киевским митр. Гедеоном (Святополком-Четвертинским), требовавшим от властей Дисненского и Друйского монастырей соблюдать права М. м. (Там же. № 170. С. 209-210). Однако, видимо, богослужения в Риге так и не состоялись, и в 1696/97 г. по этому вопросу к Адриану, патриарху Московскому и всея Руси были вынуждены обратиться настоятель полоцкого Богоявленского Братского монастыря игум. Каллист и игумен М. м. Феофан «с братиею». 2 февр. 1697 г. патриарх выдал им новую грамоту, подтверждавшую исключительные права обеих обителей на богослужебную деятельность в Риге (Там же. № 270. С. 280-281), а в 1699 г. их власти, предъявив привилей Киевского митр. Варлаама (Ясинского), добились получения новой подтвердительной грамоты по данному вопросу и у Мстиславского и Могилёвского еп. Серапиона (Полховского) (Там же. С. 287-288).
В 1690 г. на месте сгоревших в М. м. были выстроены деревянные Троицкая и Покровская церкви. Ктитором первой из них выступил мечник Литовского великого княжества кн. Симеон Карл Огинский. В XVIII в. в Витебске обители принадлежало несколько дворов, а за городом - неск. деревень. 28 нояб. 1720 г. М. м. в числе других православных обителей получил подтверждение своих прав и свободу вероисповедания в пределах Литовского великого княжества от польск. кор., саксон. герц. и Литовского вел. кн. Августа II Сильного (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. № 182. С. 404). В 1751 г. униатами была осуществлена попытка захвата власти в М. м. Однако она потерпела неудачу, т. к. суд принял во внимание указание православных на грамоту покойного ктитора обители кн. С. Л. Огинского.
В 1730 г., при настоятеле игум. Мефодии (Олешкевиче), за оградой была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (перестроена и освящена 3 июня 1856 Василием (Лужинским), архиеп. Полоцким и Витебским), а на монастырском хуторе Шидловщина - деревянная на каменном фундаменте ц. во имя вмц. Параскевы. Рядом находились целебный источник во имя вмц. Параскевы и часовня. В 1760 (1752?) г. в М. м. на месте Покровской ц. был построен каменный храм в стиле барокко с элементами раннего классицизма. Он был крестово-купольным, имел развитый притвор, 3 полукруглые апсиды, высокие арочные окна и пилястры. Декоративная рамка-бленда была размещена на центральной апсиде. Боковые фасады храма и его притвора завершались треугольными фронтонами с арочными проемами. В 1750-1760 гг. была возведена колокольня, 3-й ярус которой достроен в 1858 г., при настоятеле архим. Павле (Чичкевиче). На колокольне имелось 8 колоколов, самый большой весил 130 пудов.
В 1773 г. по указу Синода М. м. был причислен к Псковской епархии, 10 янв. 1795 г. переподчинен Могилёвской епархии. С 1798 г. настоятелями являлись архимандриты. В 1812 г. М. м. был разграблен войсками франц. имп. Наполеона I, но инокам удалось спрятать в лесу Казанский образ Божией Матери. Вскоре М. м. был возрожден, в 1833 г. переподчинен Полоцкой епархии. В 1839 г., после перевода епископской кафедры из Полоцка в Витебск, в М. м. поселился Полоцкий еп. Исидор (Никольский). В обители к Покровскому храму была пристроена и 2 нояб. 1847 г. архиеп. Полоцким Василием (Лужинским) освящена ц. во имя свт. Митрофана Воронежского.
В 1842 г. М. м. был возведен в степень 1-го класса, его содержание Высочайше утверждено и составило 3185 р. серебром в год (к 1912 содержание повысилось до 4085 р.). В пользование обители было оставлено 160 дес. пахотной и сенокосной земли, 140 дес. дровяного леса. Часть этой земли (хутор Шидловщина) насельники возделывали сами, хутор Юрковщина сдавали в аренду за 100 р. Мон-рю принадлежало оз. Команское (Кошанское), сдававшееся в аренду за 152 р., мельница сдавалась в аренду за 600 р. К янв. 1854 г. штат М. м. предполагал 20 насельников, но в нем проживало лишь 10 чел. К мон-рю был приписан заштатный Невельский мон-рь, на к-рый отчислялись средства для 3 иеромонахов, иеродиакона и послушника. В 1884 г. при М. м. была устроена школа. В 1912 г. по ходатайству еп. Полоцкого и Витебского Никодима (Бокова) решением Синода М. м. был обращен в общежительный. В 1913 г. его настоятель (с 1905) архим. Пантелеимон (Рожновский) был хиротонисан во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии.
В 1920 г. М. м. был закрыт, в 1922 г. в его корпусах организован детский дом. Мн. здания были разрушены, включая Троицкую ц.- памятник белорус. деревянного зодчества. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Покровской ц., переосвященной в честь Казанской иконы Божией Матери, возобновились богослужения. В дни Светлой седмицы 1942 г. Витебск с миссионерской поездкой посетил насельник Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) вместе со свящ. Григорием Кударенко (впосл. архим. Игнатий). Казанский храм пострадал во время освобождения Витебска от немецко-фашистских оккупантов, затем был отремонтирован. Эта церковь оставалась единственной в Витебске, не закрывавшейся после войны. Главный престол храма был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, придел - во имя прп. Сергия Радонежского. Др. здания обители были переданы резинотесемочной фабрике, затем комбинату шелковых тканей. В кон. 70-х гг. XX в. была снесена монастырская колокольня.
23 нояб. 2000 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви мон-рь был возрожден. Летом 2002 г. комбинат шелковых тканей передал обители 5-этажное административно-хозяйственное здание. Отреставрирована Казанская ц., в к-рую перенесен список Казанской иконы Божией Матери (XVII в.) в серебряном окладе. Среди святынь мон-ря - ковчеги с частицами мощей святителей Григория Богослова, Питирима, архиеп. Тамбовского, Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского, Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, а также св. преподобных Дивеевских Елены, Марфы и Александры и икона с частицей мощей вмч. Пантелеимона. Восстановлены жилой и хозяйственный корпуса. Настоятелем М. м. является архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), наместником - иером. Аристарх (Мисник).